Портфолио

Не хочу читать! 

22.04.25. Деловая игра и фасилитация в очном формате.

Чтобы получить максимум, сначала нужно завершить формирование команды

Пересобираете команду? Завершите ее формирование, а для ускорения процесса проводите с сотрудниками развивающие мероприятия. Об одном из таких мероприятий – в нашем кейсе. Деловая игра с глубокой фасилитацией помогла участникам научиться озвучивать проблемы и искать способы их решения.
55 человек
4 часа
Дом РФ
Чтобы получить максимум, сначала нужно завершить формирование команды | Портфолио ManGO! Games
Чтобы получить максимум, сначала нужно завершить формирование команды | Портфолио ManGO! Games
Запрос. Деловая игра на командное взаимодействие.

Предыстория. Команда недавно была пересобрана в связи с изменениями в структуре компании, поэтому есть необходимость наладить между ними более крепкую связь и улучшить коммуникацию, повысить вовлеченность, сформировать из группы вместе работающих сотрудников настоящую команду.

Решение. Деловая игра «Ветер перемен» с глубокой фасилитацией.
СПРАВКА

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ

На стадии формирования группа может демонстрировать эффективность, но в процессе «осваивания» и «притирания» эффективность падает, пока команда не нормализуется, после чего наконец наступает стабильное функционирование и повышение эффективности. До своей готовности команда проходит несколько этапов.

Самая популярная в мире модель развития команды – Такмена и Дженсена (Tuckman and Jensen, 1977). Согласно этой модели, при формировании команда проходит такие этапы:

  1. Формирование.
  2. Бурление.
  3. Нормирование.
  4. Функционирование.

Чуть позже Каценбах и Смит (Katzenbach and Smith, 1993) дополнили модель названием промежуточных состояний:

  1. На этапе формирования еще нет команды – это рабочая группа.
  2. На этапе бурления – это псевдокоманда.
  3. На этапе нормирования – потенциальная команда.
  4. В конце этапа нормирования – реальная команда.
  5. В процессе функционирования формируется высокопроизводительная команда.

То есть само по себе создание команды (название группы людей командой) еще не наделяет группу всеми теми преимуществами командной работы, ради которых мы формируем команду.

Ход игры

Задачами игры было:

  • Потренировать навыки работы в команде и навыки взаимодействия между командами в ситуации цейтнота, недостатка информации и общей неопределенности.
  • Способствовать укреплению навыков конструктивной коммуникации между участниками.
  • Создать совместный опыт для дальнейшего анализа и проработки в процессе последующего обучения.

Как все происходило? Сначала игроков «перемешали» – при участии в игре каждый оказался немного не в своем привычном окружении. Они познакомились и приступили непосредственно к игре.

По метафоре необходимо собрать определенную сумму игровых денег, чтобы выиграть парусную регату. Участники поразмышляли о том, что им поможет выиграть, а также какие из предложенных категорий («Планирование», «Стратегия», «Координация» и другие) им интересны, чтобы понаблюдать за ними в процессе игры и обсудить по результатам.

Традиционно бизнес-тренер предлагает участникам выбор – поставить реалистичную или амбициозную цель. Все выбрали более высокую – амбициозную. В результате минимальной цели участники достигли, а от поставленной общей цели – достигли всего 75%.
Начали игру участники довольно поспешно – не разобрались до конца с правилами, не уточнили цены. Желание поскорее приступить к действиям было слишком высоко. И все же на этапе вопросов о правилах игры от одного из участников поступила интересная идея. Можно ли вести разработку «на одном общем производстве» – разложить все на одном столе и заниматься на нем общей сборкой? Тренер разрешила, это не запрещалось правилами. Однако идея так и осталась вопросом – к ее реализации дело не дошло. Как только включился таймер игры – началось то, что обычно происходит в этой игре: команды забывают об общей цели и начинают активно конкурировать.
Игра проходила в 5 раундов, в перерыве, который обычно дается в середине игры на переосмысление, участники обсудили стратегию, после чего результаты каждого раунда стали лучше.
Игра на протяжении всего периода шла весело и вовлеченно. Участники получили удовольствие от происходящего и от взаимодействия друг с другом: они веселились и даже немного дурачились – стояла теплая и позитивная атмосфера.
Участники торговались, составляли матрицу имеющихся ресурсов, были активны и не скучали. При этом такая активность без четкой координации не могла не создать неразбериху и суету, в которой трудно было сосредоточиться, помнить о цели и работать со стратегиями.

Перед последними раундами накал эмоций был самым высоким. Участники спешили, выполняли изделия с ошибками, банки не принимали продукцию – что вызывало эмоции, волнение, дополнительную суматоху.
Время пролетело незаметно. Поскольку команды так и не договорились о совместных результатах, об итоге игры все узнали только в конце.
Участники сами создали себе такое пространство, в котором не смогли сосредоточиться и задействовать свой потенциал по максимуму.

Что провести для команды, которая еще только формируется

У команды огромный потенциал, но получить максимальный результат пока трудно – он появится, когда команда завершит свое формирование. Для ускорения таких процессов можно порекомендовать:

Фасилитация по итогам игры

Фасилитация длилась два с половиной часа. Этого времени было достаточно, чтобы получить от фасилитации ту пользу, ради которой ее проводят. Часа обычно недостаточно, чтобы углубиться в обсуждение и дать участникам раскрыться.

Наши участники не сразу были готовы комментировать свои оценки и прорабатывать полученные результаты, зато под конец они смогли увидеть сами и показать руководителям серьезные результаты своей совместной деятельности.

После оценки игры, участники начали подробно останавливаться на каждой из выбранных в начале игры тем:

  • Приоритеты.
  • Общая цель.
  • Общий результат.
  • Обесценивание других задач.
  • Стратегия в цейтноте.
  • Коммуникация и взаимодействие.
  • Координация.
  • Конкуренция.

Во второй части фасилитации команды вернули в свои обычные составы, и участники выбрали самое важное, что они заберут с собой в работу, составили «Манифест» с правилами, которые помогут стать им сильнее, мудрее и эффективнее. Теперь они знают, как проработать свои зоны роста:

  • Конкуренция.
  • Слабая договороспособность.
  • Недостаток умения расставлять приоритеты.
  • Недостаток навыков декомпозировать задачи.
  • Недостаток навыка передавать друг другу задачи надлежащим образом.

В этом участникам помогли бы тренинги на эффективную коммуникацию и обратную связь.
Важным достижением мероприятия стало умение говорить открыто о своих проблемах, осознание коллег личностями, а не функциями.

Среди предложенных участниками были очень интересные идеи, которые их руководители в тот же день представили высшему руководству.

Заказчики оставили нам теплую обратную связь и выразили благодарность.

Мы благодарны компании за то, что доверяет нам участие в таком важном процессе как формирование полноценной команды.
Хотите так же?
Оставьте заявку, чтобы сделать заказ!
Интересно? Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных