Блог
25.07.23

Конструктивная критика – просто и кратко

Критика должна помогать становиться лучше и достигать успеха, а никак не оскорблять и не обижать. Чтобы так и было, учитывайте простые правила конструктивной критики.
Конструктивная критика – просто и кратко | ManGO! Games: заказать бизнес-игру, тимбилдинг, онлайн-чемпионат
Тренинг "ДОВЕРИЕ В КОМАНДЕ"
Пакет материалов для самостоятельного проведения тренинга, созданию атмосферы доверия и эффективной работе в команде

Правила конструктивной критики

1. Уберите из критики обвинения. Продумайте конструктивное предложение.

2. Делайте замечания наедине.

3. Постарайтесь искренне понять точку зрения собеседника, проявить понимание и сочувствие.

4. Не отвергайте мнение сразу и резко, несмотря на его содержание. Дайте возможность собеседнику объяснить свою позицию, высказаться до конца. Постарайтесь выяснить факты, ничего не доказывать и не осуждать.

5. Придерживайтесь доброжелательного, твердого и спокойного тона. Стоит начать с темы, в которой есть что-то общее и по которой есть взаимное согласие. Желательно начать с вопросов, на которые можно получить утвердительный ответ.

Щадите самолюбие собеседника. Если с самого начала он ответит отрицанием, ему непросто будет признать, что он был неправ. 

6. Сначала похвалите и искренне признайте достоинства, потом указывайте на ошибку.

7. Указывайте на ошибку в косвенной форме. Можно вспомнить похожий случай.

8. Критикуйте поступки вымышленного лица. Это называется критика «рикошет».

9. Не навязывайте свое мнение, озвучивайте его в формате обсуждения.

10. Не усиливайте аргументацию повышением голоса или фразами типа «Сколько раз я говорил!».

11. Не требуйте немедленного признания ошибок, предоставляйте человеку психологическую паузу. Дайте время на раздумье, возможность переосмыслить, обратиться к самооценке, логике, снизить эмоциональный накал.

12. Если вы ошиблись или сделали неверный шаг, признайте это быстро, решительно и чистосердечно.

13. Добавляйте к критике аргументированную самокритику. Назовите собственные ошибки, прежде чем критиковать собеседника. Признание собственной вины и промахов поможет собеседнику принять критику в свой адрес не так болезненно: его самолюбие будет меньше уязвлено.

14. Потрудитесь преподнести недостатки собеседника так, чтобы они выглядели легко исправимыми. Важно, чтобы ваше сообщение не повергло собеседника в уныние и ощущение безысходности. Не нужно давить на психику. Проинформируйте, после чего обсуждайте выход и достижение успеха.

15. Не переходите на личность. Обсуждайте поступки, а не человека. Позаботьтесь о том, чтобы у собеседника была возможность «спасти лицо».

Важные закономерности

Придерживаясь описанных правил, учитывайте важные закономерности:

  • Чем больше задействованы эмоции собеседника, тем меньше он склонен рассматривать вопрос с точки зрения логики вещей, более субъективен и более тактичного подхода требует.
  • Чем более возбужден собеседник, тем меньше шансов достичь успеха в таком разговоре. Лучше перенести разговор на другой раз.

Варианты критических оценок

Предлагаем варианты конструкций, которые можно использовать для критики.

  • Критика-подбадривание: «В следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось. Ничего страшного».
  • Критика-упрек: «Что же вы? Я на вас рассчитывал».
  • Критика-надежда: «Надеюсь, в следующий раз получится лучше».
  • Критика-аналогия: «У меня тоже раньше бывали такие же ошибки. Ох и попадало мне от начальника!».
  • Критика-похвала: «Хорошая работа. Только не для этого случая».
  • Безличная критика: «В нашей команде еще есть сотрудники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем их называть».
  • Критика-озабоченность: «Я озабочен текущим положением дел, особенно ситуацией таких сотрудников:... ».
  • Критика-сопереживание: «Я вас прекрасно понимаю, я вхожу в ваше положение, войдите же и в мое. Ведь работа то не сделана».
  • Критика-сожаление: «Мне жаль, но должен отметить, что задача выполнена некачественно».
  • Критика-удивление: «Как, неужели вы не справились с задачей?! Не ожидал от вас».
  • Критика-ирония: «Да, работка что надо! Как теперь начальнику в глаза смотреть будем?».
  • Критика-упрек: «Я был о ваших способностях лучшего мнения».
  • Критика-намек: «Я был знаком с одним человеком, который поступал так же, как вы. Потом ему пришлось плохо…».
  • Критика-смягчение: «Что же у вас так неаккуратно получилось? И не вовремя!?».
  • Критика-замечание: «Сделано неверно. В следующий раз прошу советоваться».
  • Критика-предупреждение: «Если брак повторится, пеняйте на себя».
  • Критика-требование: «Вам придется переделать работу».
  • Критика-вызов: «Раз вы допустили так много ошибок, сами решайте, как теперь выйти из положения».
  • Конструктивная критика: «Работа выполнена с ошибками. Что теперь собираетесь предпринять?».
  • Критика-опасение: «Я опасаюсь, что в следующий работа будет выполнена на таком же уровне».

Можно использовать все эти формы только в том случае, если между подчиненным и наставником есть взаимное уважение. Чтобы выглядеть достойно в глазах руководителя, подчиненный сделает все возможное. Особенно если критика получилась щадящей.

Если вы не уверены, что сотрудник относится к вам доброжелательно, очень аккуратно подходите к критике, сочетайте негативные оценки с позитивными.

Критика полезна, когда ее воспринимают. Читайте «Как воспринимать критику».

 

Закажите полный каталог игр ManGO! Games