1. Уберите из критики обвинения. Продумайте конструктивное предложение.
2. Делайте замечания наедине.
3. Постарайтесь искренне понять точку зрения собеседника, проявить понимание и сочувствие.
4. Не отвергайте мнение сразу и резко, несмотря на его содержание. Дайте возможность собеседнику объяснить свою позицию, высказаться до конца. Постарайтесь выяснить факты, ничего не доказывать и не осуждать.
5. Придерживайтесь доброжелательного, твердого и спокойного тона. Стоит начать с темы, в которой есть что-то общее и по которой есть взаимное согласие. Желательно начать с вопросов, на которые можно получить утвердительный ответ.
Щадите самолюбие собеседника. Если с самого начала он ответит отрицанием, ему непросто будет признать, что он был неправ.
6. Сначала похвалите и искренне признайте достоинства, потом указывайте на ошибку.
7. Указывайте на ошибку в косвенной форме. Можно вспомнить похожий случай.
8. Критикуйте поступки вымышленного лица. Это называется критика «рикошет».
9. Не навязывайте свое мнение, озвучивайте его в формате обсуждения.
10. Не усиливайте аргументацию повышением голоса или фразами типа «Сколько раз я говорил!».
11. Не требуйте немедленного признания ошибок, предоставляйте человеку психологическую паузу. Дайте время на раздумье, возможность переосмыслить, обратиться к самооценке, логике, снизить эмоциональный накал.
12. Если вы ошиблись или сделали неверный шаг, признайте это быстро, решительно и чистосердечно.
13. Добавляйте к критике аргументированную самокритику. Назовите собственные ошибки, прежде чем критиковать собеседника. Признание собственной вины и промахов поможет собеседнику принять критику в свой адрес не так болезненно: его самолюбие будет меньше уязвлено.
14. Потрудитесь преподнести недостатки собеседника так, чтобы они выглядели легко исправимыми. Важно, чтобы ваше сообщение не повергло собеседника в уныние и ощущение безысходности. Не нужно давить на психику. Проинформируйте, после чего обсуждайте выход и достижение успеха.
15. Не переходите на личность. Обсуждайте поступки, а не человека. Позаботьтесь о том, чтобы у собеседника была возможность «спасти лицо».
Придерживаясь описанных правил, учитывайте важные закономерности:
Предлагаем варианты конструкций, которые можно использовать для критики.
Можно использовать все эти формы только в том случае, если между подчиненным и наставником есть взаимное уважение. Чтобы выглядеть достойно в глазах руководителя, подчиненный сделает все возможное. Особенно если критика получилась щадящей.
Если вы не уверены, что сотрудник относится к вам доброжелательно, очень аккуратно подходите к критике, сочетайте негативные оценки с позитивными.
Критика полезна, когда ее воспринимают. Читайте «Как воспринимать критику».