Блог
20.12.22

Как обеспечить развитие личностных компетенций

Результаты работы компании – это результаты работы ее сотрудников. Одну и ту же работу разные люди делают по-разному, к одной и той еже цели движутся по-разному. В чем отличия между сотрудниками – те самые важные отличия, от которых зависит успех компании? Наверное, ответ на такой вопрос будет связан с личностными компетенциями сотрудников.
Что такое личностные компетенции и как развивать личностные компетенции лидера | ManGO! Games: заказать бизнес-игру, тимбилдинг, онлайн-чемпионат
Как обеспечить развитие личностных компетенций | ManGO! Games: заказать бизнес-игру, тимбилдинг, онлайн-чемпионат
Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.

Давайте разберемся, какие личностные компетенции нужно развивать и как создать для этого благодатную среду.

Что такое личностные компетенции

Личностные компетенции – это способность проявить высокий уровень эффективности, саморегулирования и самооценки при выполнении определенных задач. Это умение сотрудника приспособиться к условиям, ситуациям и различным факторам, выполняя свои профессиональные обязанности или достигая поставленной цели. Это то, как мы делаем свою работу в реальной жизни.

Понятие личностных компетенций используется в рамках компетентностного подхода, под которым понимают фокус на поставленную цель или направление. Личностная компетенция предполагает наличие таких компонентов:

  • Высокий уровень обучаемости.
  • Самоопределение.
  • Самоактуализация.
  • Социализация.
  • Развитие индивидуальности.

Если ориентироваться на такой подход, хорошим результатом обучения будет считаться наличие и достаточный уровень компетентности или наличие необходимых компетенций необходимого уровня.

Компетентность и компетенция при таком подходе выступают единицей оценки качества результатов обучения. Эти понятия осознаются непросто, поскольку и в психологической литературе они представлены неоднозначно, и в разных областях деятельности подходы к исследованиям компетентности разные.

В литературе встречаются разные подходы к оценке личностных компетенций, в контексте которых компетенции рассматривают как:

  • Степень формирования общественно-практического опыта.
  • Адекватность при реализации должностных обязанностей.
  • Уровень обучаемости.
  • Формы активности.

Для разных профессий значимые компетенции будут разными.

К примеру, руководителю нужны управленческие компетенции, такие как:

  • Умение мотивировать.
  • Понимание бизнеса.
  • Системное мышление и другие.

Помимо необходимых навыков для выполнения той или иной работы, важны еще личностные факторы – психологические, внутренние и потенциальные.

Компетентность и компетенция

Сама по себе компетентность – это обобщение эмпирических (из реального опыта) и теоретических знаний, проявляемых в виде принципов, понятий и смыслообразующих положений.

Компетенция – это обобщенные способы совершаемых действий, позволяющие продуктивно выполнять свои профессиональные обязанности.

Есть еще понятие мета-компетенции. Это компетенции, не связанные с конкретной ролью или должностью. Они находятся над каким-то конкретным фокусом или направлением, охватывая сразу несколько сфер и применяясь на стыке нескольких областей.

Помимо профессиональных, существуют базовые компетенции – те, которыми обладают люди вне зависимости от профессиональной принадлежности.

Различают также академические компетенции. Это владение методологией и терминологией определенных областей.

Еще есть универсальные компетенции, полезные в любой профессиональной сфере.

Универсальные компетенции

Оценивая компетенции, устанавливают уровень их развития. К примеру, рассмотрим некоторые универсальные компетенции и индикаторы уровней из развития.

Компетенция «Ориентация на результат»

На уровне 1 сотрудник пытается правильно сделать работу и осознает, что в некоторых моментах работает неэффективно или несет неоправданные затраты. Однако он не делает конкретных шагов по улучшению ситуации.

Уровень 2 начинается там, где сотрудник устанавливает собственные критерии качества, позволяющие измерять свои результаты и сравнивать их с эталоном. Важно, что он сам устанавливает критерии, а не использует заданные кем-то.

Уровень 3 – это уже постоянное совершенствование показателей эффективности. Сотрудник ищет новые и новые способы выполнения своих задач лучше и проще, быстрее и качественнее.

На уровне 4 сотрудник сам устанавливает себе труднодостижимые цели и, достигая их, повышает эффективность труда.

На уровне 5 он не только ставит себе труднодостижимые цели, но и принимает решения и распределяет приоритеты, основываясь на точном расчете.

Уровень 6 – самый высокий. Сотрудник выделяет значительные ресурсы (а в ситуациях неопределенности – время) для получения долгосрочных преимуществ и выгод.

Компетенция «Аналитическое мышление»

Уровень 1. Сотрудник способен разбить проблемы на более простые задачи, но не устанавливает приоритеты.

Уровень 2. Сотрудник способен установить причинно-следственные связи между несколькими аспектами ситуации. Делит их на «за» и «против».

Уровень 3. Сотрудник выделяет множественные причинно-следственные связи, видит несколько причин или потенциальных причин определенного явления, видит несколько последствий определенных действий. Способен анализировать отношения между компонентами проблемы, может предвидеть препятствия и рассчитывать на несколько ходов вперед.

Уровень 4. Проводит комплексный анализ, составляет комплексные планы, используя разные аналитические методы. Ищет несколько решений и выбирает лучшее, взвешивая их ценность.

Среди универсальных компетенций:

  • Развитие других сотрудников.
  • Гибкость.
  • Инициативность.
  • Лидерство.
  • Работа в команде и сотрудничество.
  • Воздействие и влияние.
  • Ориентация на клиента.
  • Поиск информации.
  • Концептуальное мышление.
  • Уверенность в себе и другие.

Лидерские компетенции

Есть ряд компетенций, которых ожидают от лидеров. Личностные компетенции лидера помогают справляться с обязанностями руководителя, а не только быть высококлассным специалистом в своей специализации. К таким компетенциям относятся:

  • Способность к объективной самооценке.
  • Способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям.
  • Умение быстро решать методологические и технологические проблемы и другие.

В каждый конкретный исторический период степень востребованности определенных качеств и навыков руководителя разная. К примеру, среди высоковостребованных для лидера сейчас такие навыки как диджитал-коммуникация, самоменеджмент, опыт в смежных профессиях, среди менее востребованных – навыки убеждения, развития личного бренда, обработки больших объемов информации. Высоковостребованными качествами лидера являются сегодня эмоциональная устойчивость, адаптивность, креативность, критическое мышление, ориентация на взаимодействие и эмоциональный интеллект, а менее востребованы – отсутствие страха провала, активность, дисциплинированность, инициативность и гибкость мышления.

Очевидно, что руководитель должен уметь общаться, давать поручения, доходчиво объяснять, логично высказывать личное мнение. Он должен быть целеустремленным, способным ставить стратегические цели и проводить последовательную работу по достижению оптимального результата. Такие компетенции оцениваются прежде всего и легко проявляются в работе или в ходе бизнес-симуляции. Однако есть неявные компетенции, которыми обязательно должен обладать лидер. Многие из них развиваются очень трудно.

К примеру, трудно вырабатывается такая компетенция как «готовность взять на себя ответственность за всю команду». Еще труднее выработать компетенцию «готовность взять на себя ответственность за всю команду в случае провала». Чтобы развить эти компетенции, понадобится стимулирование другими факторами – внешней оценкой, деньгами, признанием. Если руководитель способен проявлять ответственность за личный результат, а определить это может ассессор в ходе бизнес-игры, развить нужные компетенции можно путем изменения его фундаментальных установок.

Заказать проведение деловой игры с ассессментом можно в ManGO! Games. Вы можете рассчитывать на высокий результат: ManGO! Games уже более 10 лет помогает развивать сотрудников, выступая провайдером деловых игр, бизнес-тренингов и фасилитаций для лидеров и сотрудников.

Как вырабатывать лидерские компетенции

Не все смогут стать лидерами, не все лидерские компетенции можно развить. Среди компетенций лидера, которые можно выработать:

  • Предпочтение общего результата личному. Вырабатывается с помощью выявленных мотиваторов.
  • Отсутствие страха перед сильными подчиненными. Нужно развивать, работая над ориентацией на общий результат и уверенностью в собственных силах.
  • Умение слышать других. Во многом зависит от желания приобрести эту компетенцию. Компетенцию можно повысить с помощью корпоративной культуры, а также путем приобретения навыков отделять факты от гипотез и способности не домысливать намерения человека. Эти навыки обычно развивают в ходе наставничества. Поможет также тренинг по коммуникативным навыкам.
  • Готовность и способность учить других. Эта компетенция требует терпения, такта, хорошо поставленной речи, презентационных навыков, умения объяснять, способности соотносить свой уровень с уровнем обучаемого, давать обратную связь. Если лидер умеет убеждать и обладает хорошими коммуникативными навыками, ему легко удастся развить эту компетенцию. В ином случае это может быть очень сложно, а иногда и невозможно.
  • Собственная точка зрения. За короткое время эту компетенцию выработать не удастся. Если лидер ориентирован на мнение окружающих (внешняя референция), потребуется больше года, если же отсутствие своей точки зрения связано с беспринципностью, такого сотрудника нельзя считать лидером и оставлять на лидерских позициях.
  • Готовность к непопулярным решениям. Компетенцию можно выработать на уровне мотивации, самомотивации, управленческого влияния.
  • Стрессоустойчивость. Компетенцию выработать очень сложно, если речь идет о реакции на стресс. Зато можно скорректировать постсрессовое поведение или устранить источник стресса.

Есть компетенции, которые выработать невозможно, но которые необходимы лидеру. Это:

  • Позитивное отношение к людям. Оно либо есть, либо нет.
  • Отсутствие стремления самоутверждаться за счет других. Эксперты считают, что выработать такую компетенцию невозможно. Либо есть, либо нет.

В некоторой степени компетенция, которая не поддается выработке, – способность и готовность вдохновлять. Это скорее природный дар. Однако частично повысить свой уровень в этом направлении можно.

С помощью наставничества или в ходе тренингов можно развить такие компетенции как умение организовать других» экспертность и управленческие способности.

Важной и легко развиваемой компетенцией лидера считают обучаемость и желание развиваться.

Существует множество методик определения компетенций и много способов их развития. Будем рады помочь вам в обеих задачах.

Чтобы больше знать об этом – подпишитесь на нашу рассылку и получайте анонсы бесплатных демо и привлекательных акций, полезную информацию об успехе и актуальные идеи по развитию ваших сотрудников.

 

Закажите полный каталог игр ManGO! Games