Давайте разберемся, какие личностные компетенции нужно развивать и как создать для этого благодатную среду.
Личностные компетенции – это способность проявить высокий уровень эффективности, саморегулирования и самооценки при выполнении определенных задач. Это умение сотрудника приспособиться к условиям, ситуациям и различным факторам, выполняя свои профессиональные обязанности или достигая поставленной цели. Это то, как мы делаем свою работу в реальной жизни.
Понятие личностных компетенций используется в рамках компетентностного подхода, под которым понимают фокус на поставленную цель или направление. Личностная компетенция предполагает наличие таких компонентов:
Если ориентироваться на такой подход, хорошим результатом обучения будет считаться наличие и достаточный уровень компетентности или наличие необходимых компетенций необходимого уровня.
Компетентность и компетенция при таком подходе выступают единицей оценки качества результатов обучения. Эти понятия осознаются непросто, поскольку и в психологической литературе они представлены неоднозначно, и в разных областях деятельности подходы к исследованиям компетентности разные.
В литературе встречаются разные подходы к оценке личностных компетенций, в контексте которых компетенции рассматривают как:
Для разных профессий значимые компетенции будут разными.
К примеру, руководителю нужны управленческие компетенции, такие как:
Помимо необходимых навыков для выполнения той или иной работы, важны еще личностные факторы – психологические, внутренние и потенциальные.
Сама по себе компетентность – это обобщение эмпирических (из реального опыта) и теоретических знаний, проявляемых в виде принципов, понятий и смыслообразующих положений.
Компетенция – это обобщенные способы совершаемых действий, позволяющие продуктивно выполнять свои профессиональные обязанности.
Есть еще понятие мета-компетенции. Это компетенции, не связанные с конкретной ролью или должностью. Они находятся над каким-то конкретным фокусом или направлением, охватывая сразу несколько сфер и применяясь на стыке нескольких областей.
Помимо профессиональных, существуют базовые компетенции – те, которыми обладают люди вне зависимости от профессиональной принадлежности.
Различают также академические компетенции. Это владение методологией и терминологией определенных областей.
Еще есть универсальные компетенции, полезные в любой профессиональной сфере.
Оценивая компетенции, устанавливают уровень их развития. К примеру, рассмотрим некоторые универсальные компетенции и индикаторы уровней из развития.
На уровне 1 сотрудник пытается правильно сделать работу и осознает, что в некоторых моментах работает неэффективно или несет неоправданные затраты. Однако он не делает конкретных шагов по улучшению ситуации.
Уровень 2 начинается там, где сотрудник устанавливает собственные критерии качества, позволяющие измерять свои результаты и сравнивать их с эталоном. Важно, что он сам устанавливает критерии, а не использует заданные кем-то.
Уровень 3 – это уже постоянное совершенствование показателей эффективности. Сотрудник ищет новые и новые способы выполнения своих задач лучше и проще, быстрее и качественнее.
На уровне 4 сотрудник сам устанавливает себе труднодостижимые цели и, достигая их, повышает эффективность труда.
На уровне 5 он не только ставит себе труднодостижимые цели, но и принимает решения и распределяет приоритеты, основываясь на точном расчете.
Уровень 6 – самый высокий. Сотрудник выделяет значительные ресурсы (а в ситуациях неопределенности – время) для получения долгосрочных преимуществ и выгод.
Уровень 1. Сотрудник способен разбить проблемы на более простые задачи, но не устанавливает приоритеты.
Уровень 2. Сотрудник способен установить причинно-следственные связи между несколькими аспектами ситуации. Делит их на «за» и «против».
Уровень 3. Сотрудник выделяет множественные причинно-следственные связи, видит несколько причин или потенциальных причин определенного явления, видит несколько последствий определенных действий. Способен анализировать отношения между компонентами проблемы, может предвидеть препятствия и рассчитывать на несколько ходов вперед.
Уровень 4. Проводит комплексный анализ, составляет комплексные планы, используя разные аналитические методы. Ищет несколько решений и выбирает лучшее, взвешивая их ценность.
Среди универсальных компетенций:
Есть ряд компетенций, которых ожидают от лидеров. Личностные компетенции лидера помогают справляться с обязанностями руководителя, а не только быть высококлассным специалистом в своей специализации. К таким компетенциям относятся:
В каждый конкретный исторический период степень востребованности определенных качеств и навыков руководителя разная. К примеру, среди высоковостребованных для лидера сейчас такие навыки как диджитал-коммуникация, самоменеджмент, опыт в смежных профессиях, среди менее востребованных – навыки убеждения, развития личного бренда, обработки больших объемов информации. Высоковостребованными качествами лидера являются сегодня эмоциональная устойчивость, адаптивность, креативность, критическое мышление, ориентация на взаимодействие и эмоциональный интеллект, а менее востребованы – отсутствие страха провала, активность, дисциплинированность, инициативность и гибкость мышления.
Очевидно, что руководитель должен уметь общаться, давать поручения, доходчиво объяснять, логично высказывать личное мнение. Он должен быть целеустремленным, способным ставить стратегические цели и проводить последовательную работу по достижению оптимального результата. Такие компетенции оцениваются прежде всего и легко проявляются в работе или в ходе бизнес-симуляции. Однако есть неявные компетенции, которыми обязательно должен обладать лидер. Многие из них развиваются очень трудно.
К примеру, трудно вырабатывается такая компетенция как «готовность взять на себя ответственность за всю команду». Еще труднее выработать компетенцию «готовность взять на себя ответственность за всю команду в случае провала». Чтобы развить эти компетенции, понадобится стимулирование другими факторами – внешней оценкой, деньгами, признанием. Если руководитель способен проявлять ответственность за личный результат, а определить это может ассессор в ходе бизнес-игры, развить нужные компетенции можно путем изменения его фундаментальных установок.
Заказать проведение деловой игры с ассессментом можно в ManGO! Games. Вы можете рассчитывать на высокий результат: ManGO! Games уже более 10 лет помогает развивать сотрудников, выступая провайдером деловых игр, бизнес-тренингов и фасилитаций для лидеров и сотрудников.
Не все смогут стать лидерами, не все лидерские компетенции можно развить. Среди компетенций лидера, которые можно выработать:
Есть компетенции, которые выработать невозможно, но которые необходимы лидеру. Это:
В некоторой степени компетенция, которая не поддается выработке, – способность и готовность вдохновлять. Это скорее природный дар. Однако частично повысить свой уровень в этом направлении можно.
С помощью наставничества или в ходе тренингов можно развить такие компетенции как умение организовать других» экспертность и управленческие способности.
Важной и легко развиваемой компетенцией лидера считают обучаемость и желание развиваться.
Существует множество методик определения компетенций и много способов их развития. Будем рады помочь вам в обеих задачах.
Чтобы больше знать об этом – подпишитесь на нашу рассылку и получайте анонсы бесплатных демо и привлекательных акций, полезную информацию об успехе и актуальные идеи по развитию ваших сотрудников.