Одни компании считают, что бизнес игра — это потеря времени, которая не приносит никакой пользы, другие же выступают только за их проведение, так как это помогает в сплочении команды, развитии навыков и росте эффективности. Какие аргументы есть у той и другой стороны?
Многие думают, что во время бизнес игр директора будут скакать зайцами или добывать огонь в тайге? На самом деле - все наоборот. Директора могут оказаться в роли своих сотрудников и открыть новые возможности для развития команды, посмотреть на бизнес с другой стороны. А сотрудники могут примерить на себя роль руководителя, раскрыть свой лидерский потенциал и привести команду к успеху.
Бизнес-игра —это симуляция какой-то деятельности в условиях ограниченных ресурсов. Это отличный инструмент, который можно использовать, чтобы вывести коллектив из традиционного и привычного всем бизнес-контекста, а во время рефлексии понять, как перенести новый опыт в реальную жизнь. Грамотный ведущий сможет погрузить людей в выдуманные обстоятельства, в которых им придётся принимать интересные и неоднозначные решения. И такая форма взаимодействия будет приносить больше пользы, так как игра — это древнейший формат общения и передачи опыта. Узнать о том, какие виды бизнес-игр бывают и что стоит внедрить в свою компанию, можно в материале ниже.
Деловая игра как способ обучения выполняет 3 задачи:
Плюсы деловой игры:
Опасности деловых игр
Стоит сразу оговориться: не путайте бизнес-игру с корпоративными мероприятиями для сотрудников, которые применяются для общения.
Структура деловых игр
Условно можно разделить бизнес-игры на две категории. Первая — те, что решают HR-задачи. Чаще всего формируется следующий запрос: оценка компетенций сотрудников и поиск точек роста. И вторая разновидность — те, которые помогают решить бизнес-задачи. К примеру, расширить бизнес и найти для этого ресурсы в компании.
По формату бизнес-игры можно разделить на 2 большие группы:
Можно применить интересный формат, используя тематику космоса или природы. К примеру, во время игры «Хьюстон у нас проблемы» или «Лунная миссия» ведущий формулирует игровую задачу следующим образом: «Представьте, что вы группы космонавтов, которым нужно выполнить несколько миссий и улететь с Луны. Вам нужно вернуться домой с минимальными потерями, собирая при этом на пути нужные ресурсы. Собранными ресурсами нужно грамотно распоряжаться, и собирать их для потребностей не только своей группы, а всей команды.» В процессе игры ведущий наблюдает за действиями участников, меняет сценарий и сюжетные повороты. А уже после игры будет этап рефлексии, где и будут зафиксированы основные выводы, из которых можно делать рекомендации по решению задачи, которая лежит на организации. Игровой формат поможет раскрыть характеры и потенциалы, понять критические ошибки, которые не выявить в результате обычной беседы, тренинга или в формате корпоративной процедуры.
Также в дизайн-сессиях можно использовать игровую механику «Как мы можем…». Применяемый метод поможет раскрыть проблему, выражая самые проблемные её части. К примеру, в компании заработная плата продавцов довольно высокая, но клиенты всё равно недовольны. Стоит начать задавать вопросы, как можно сохранить установленный фонд оплаты труда и при этом повысить эффективность работы продавцов, продаж. Если развернуть проблему, то можно будет увидеть как минимум три области, которые можно улучшить.
Другой вариант мини-игр — генерация идей от лица бренда. Команда может выдумать идеи для развития, но при этом представляя, что ей будут помогать представители какой-либо области. К примеру, можно определить, как в ситуации с продавцами нам сможет помочь индустрия развлечений? Что было бы, если бы компания пригласила команду «журнала для взрослых» для решения возникшей проблемы? А что бы они предложили в качестве решения проблемы? Есть варианты? Отлично, давайте попробуем.
В теории игры могут быть не такими практичными, как вам кажется. Давайте посмотрим, как они работают на практике.
Мы разобрались, что бизнес-игры , помогают в решении проблем. Теперь стоит понять, какие шаги нужно сделать, чтобы их провести и достигнуть целей.
Нужно осознать, какую проблему нужно решить в процессе. Проведение бизнес-игры предполагает решение конкретной задачи, к примеру, нахождение точек роста или ресурсов внутри компании, масштабирование, понимание, чего именно не хватает у сотрудников для развития.
Поймите, а нужна ли вам вообще игра. Для этого сотрудники должны понимать, что проблема есть, она требует решения. В противном случае игра и ресурсы, затраченные на её проведение, просто пойдут зря.
Займитесь разработкой формата и сценария. В сценарий нужно включить активности, которые требуют проработки. К примеру, если в команде не находится общий язык, то в бизнес-игре должно быть много общения. Обязательно должна быть возможность «маневра», участники не должны быть скованными.
Можно обсудить формат с несколькими будущими участниками. Для этого можно освободить и целый рабочий день — время того будет стоить. Конечно, нужно выбирать не такие дни, в которые формируются отчёты или которые просто важны для компании. Но и не переходите в крайность — проводить бизнес-игру в праздники или выходные нельзя. Сотрудники хотят отдохнуть в такие дни, провести время с семьей, а если вы их принудите прийти на рабочее место и участвовать в игре, то особой эффективности явно не будет получено. Во время игры рекомендуется устранить факторы, мешающие сотрудникам, — смартфоны, ноутбуки. Это необходимо для полного погружения в игру.
Спланируйте игру и переходите к её проведению. Всем не угодишь, некоторые участники будут противиться, и это нормально. Есть несколько основных сопротивляющихся типов, которые особенно выступают против бизнес-игры.
Сложные типы участников бизнес игр:
Сделайте и проанализируйте результаты бизнес-игры. Бизнес-игра подошла к концу, и это замечательно, теперь важно сделать выводы. Обратите особое внимание, чтобы интересные бизнес-механики, которые будут придуманы с помощью бизнес-игры, конечно, были позже проверены и рассчитаны с точки зрения финансовой модели. Нередко, когда сотрудники выдают крутые идеи, что можно использовать для решения трудной задачи в компании. Одни будут неэффективны, другие просто не подходить, но какая-то идея точно сможет выручить вас.
Стоимость бизнес-игры будет зависеть от масштаба компании, она варьируется от пары сотен тысяч рублей (за готовый формат игры с обкатанной механикой) до миллиона и выше, если речь заходит о крупной, специально подготовленной сессии с количеством участников более 100 человек и несколькими ведущими. Бизнес тренинги могут быть и дешевле, если организовывать всё своими усилиями и средствами. Для этого можно найти ресурсы, доступные в компании, привлекая отдел обучения.
К сожалению, игры про бизнес для многих могут казаться абсурдными. Мы привыкли, что игры – для детей, а мы – взрослые. Сейчас сотрудникам важно поймать баланс, не ставить знак равенства между «работать без выходных, уставая до смерти» и просто «эффективно поработать». Бизнес-игра может принести атмосферу доверия в ваш коллектив, помочь разрешить проблемы или даже создать крутую идею, которую можно использовать в работе. Главное — подобрать подходящий формат, который приблизит всю команду к достижению целей.