В каком случае пора действовать, а в каком нужно собрать больше информации для принятия решения? Если все стремительно меняется, нужно быть готовым, но как быстро? Работает ли сегодня правило «Семь раз отмерь»?
В попытках понять, когда лучше начинать действовать, родилась простая модель принятия решений с условным названием «парадокс информации и действия». Эта концептуальная модель представляет собой мысленный эксперимент, в ходе которого сравниваются действия двух людей – условного предпринимателя и условного руководителя крупной компании.
Предпринимателю не нужно иметь полного объема на 100% проверенных данных. Предприниматель начинает с чистого листа и у него нет причины волноваться, как его действия повлияют на уже существующий бизнес. Предприниматель может себе позволить довериться интуиции и пойти на риск.
Совсем другая ситуация у руководителя крупного бизнеса. Ему нужны серьезные аргументы и надежные данные. Для него важно сохранить статус-кво и защитить компанию от потерь. Исходя из этого, ему проще оставить все как есть: он предпочтет безопасность, чем получение выгоды.
Предприниматель может ошибаться. Его идея может быть незрелой и непродуманной. Тогда руководитель крупной компании скажет: «Я же говорил». А если предприниматель прав? Пока руководитель поймет это путем долгих расчетов, предприниматель уже реализует свою идею и займет свою долю на рынке.
Суть модели: чем больше общедоступных данных о ситуации – тем меньше свободы действий каждого участника рынка. Данные, доступные всем, учитываются всеми. Побеждает тот, у кого данных больше. Может также победить тот, кто рискнул начать действия, располагая минимальными данными.
Больше данных можно получить, работая над их сбором и обработкой, обменом внутри компании. Не все данные имеют одинаковый вес. Есть данные с низким уровнем доказательности, имея только их – можно действовать быстро, но это рискованно. Компании, принимающие решения только на основе хорошо проверенных данных, занимают выжидательную позицию, но могут опоздать, и это тоже риск.
Выбор в любом случае непрост. Зато если в компании знают об этой модели, то учитывают ее при принятии решений и стремятся собирать больше информации и обмениваться разрозненными данными, которые можно объединить, чтобы оценить ситуацию.