Как вы определяете, справедливо поступает кто-то или несправедливо, по каким признакам определяете справедливых и несправедливых людей? Какими, по-вашему, должны быть стратегии восстановления справедливости и как отличается понятие справедливости у разных людей? Давайте поищем ответы на эти вопросы.
В результате психологических исследований было выяснено, что люди, воспринимая и оценивая разных людей, используют категории, подобно тому, как мы воспринимаем и оцениваем неодушевленные объекты.
Психологи объяснили, что встречаясь с человеком, мы стремимся отнести его в одну из категорий, например, «женщина», «физик», «рыжий человек». Если удалось, то человеку «достаются» особенности, которые «предусмотрены» соответствующей категорией.
Поступки и события оцениваются так же – как процесс категоризации. Только в этом случае оцениваются не особенности человека, а характеристики событий.
Среди таких категорий могут быть также «справедливость» и «несправедливость». У людей есть определенные ассоциации, связанные со справедливостью и несправедливостью, а примерами и прототипами выступают люди или события, которые воспринимаются окружающими как справедливые и несправедливыми.
Давайте определим, по каким признакам что-то считают справедливым или наоборот.
Судя по результатам исследования, в сознании людей следующие представления о справедливости:
Таким образом, в сознании людей существует сразу три представления о справедливости:
Среди представлений о справедливости два связаны с моральным сознанием и один – с правовым.
Интересно, что в определении справедливости правовая и нравственная сторона выражается сильнее, чем в определении несправедливости.
При этом в определении несправедливости заметны негативные эмоциональные состояния – «социальные эмоции», которые появляются в результате общения между людьми.
Получается, справедливость и несправедливость – это характеристики отношений между людьми, они подразумевают честное или нечестное, плохое или хорошее отношение к другим людям. И кроме этого, справедливость сильнее чем несправедливость связана с поиском истины и правовой реальности, и меньше – с межличностными отношениями.
Понимание людьми справедливости выполняет ряд функций:
Оценка справедливости влияет на:
Важно учитывать, что люди, оценивая окружающих и проявляя себя по отношению к ним, отталкиваются от собственного представления о справедливости.
Стоит также помнить, что люди склонны стремиться к восстановлению справедливости.
Имея свои представления о справедливости, люди стремятся не допускать нарушения ее норм и восстанавливать нарушенную справедливость.
В связи с этим люди:
Какой может быть стратегия восстановления справедливости? Среди основных стратегий – две: активная и пассивная. И та и другая может предполагать стратегии:
При активной стратегии прикладываются усилия для восстановления нарушенной справедливости – самостоятельно или с помощью посредника, путем наказания, возмещения ущерба, предотвращения подобного в будущем.
При пассивной – «обвиняется» судьба, случай, что-то неопределенное, и ведется борьба за возмещение и недопущение подобного в будущем. Иногда принимается решение смириться и отказаться от борьбы.
Исследования показывают, что чаще всего люди выбирают пассивные стратегии, а при использовании активных предпочитают справляться самостоятельно. Выбор стратегии зависит от типа несправедливого события. Чаще всего, согласно исследованию, выбирается стратегия «восстановление» (50,9%), реже всего «предотвращение» (21,1%). Как видим, действия людей при встрече с несправедливостью чаще всего направлены на восстановление, а не на наказание.
Обман, справедливость, доверие – продемонстрировать все это вашим сотрудникам в игровой обстановке можно в бизнес-игре «Рио-Гранде». Заказать ее проведение можно у провайдера деловых игр ManGO! Games.