Гейм-ассессмент – это продукт компании Mango! Games, представляющий собой игру, в ходе которой участники, выполняя игровые задания, демонстрируют действия, характеризующие их определенным образом. За поведением участников наблюдают специально обученные люди – оценщики. Они фиксируют действия и проявленное поведение участников и интерпретируют его в соответствии с перечнем оцениваемых компетенций. Результат ассессмента – отчет по каждому участнику – о его сильных сторонах и зонах развития, о том, что поможет ему стать эффективнее.
Методической задачей гейм-ассессмента была необходимость соединить модель компетенций компании-заказчика, и компетенций, проявляемых в игре. С клиентом была согласована технология и все необходимые материалы для проведения ассессмента:
- модели компетенций,
- формы отчетов,
- чек-листы,
- формулы подсчета баллов,
- подробные инструкции для наблюдателей и ведущих,
- встроенные в сюжет игры микро-мероприятия.
Проведение деловой игры и проведение деловой игры ассесмента – разные задачи: для получения оценки важно определенное поведение ведущих, создание определенных ситуаций, продуманный сценарий и слаженная работа всех, задействованных в проведении мероприятия.
Стать наблюдателем – тоже непростая задача. Специалист по ассессменту – это подготовленный, обученный специалист. Большое заблуждение считать, что любой эйчар может провести грамотное наблюдение и сделать определенные выводы по уровню тех или иных компетенций, сильных и слабых сторонах. Для игры в компании OZON было подготовлено восемь наблюдателей, которые не только хорошо понимали суть и особенности игры, но и знали, в какой момент выполнить свою часть ассессмент-сценария, провоцирующую участников выполнить определенные игровые действия.
Гейм-ассесмент кардинально отличается от классического ассессмент-центра: с одной стороны, в гейм-ассессменте более легкий уровень глубины оценки, зато гейм-ассессмент позволяет оценить людей в обстановке, когда они забывают, что их оценивают. Играя и вовлекаясь, просто невозможно контролировать свое поведение и адаптировать свои действия под социальные ожидания. Игра захватывает, в ходе игры увлекаются все, и только опытный наблюдатель способен держать нужное и важное в фокусе внимания, своевременно проводить переходы для перекрестного наблюдения. Наблюдатель-супервайзер координировал работу всей ассессмент-команды. Все это работало как единый слаженный механизм, который действовал без запинок и сбоев. Все были на своих местах и при этом наличие наблюдателей никак не мешало игре, напротив, наблюдатели выполняли роль консультантов и помогали участникам разбираться с правилами.
В данном проекте был предусмотрен полный цикл гейм-ассессмента:
- Игра.
- Индивидуальное и перекрестное наблюдение.
- Отчет для каждого участника.
- Индивидуальная обратная связь для каждого участника.
В отчет по каждому участнику вошло подробное описание проявленных компетенций и зон развития. В пост-игровую работу входило сведение всех оценок, калибровка результатов, заключительная стандартизация отчетов. Этот этап работы гарантировал стопроцентную аргументированность и обоснованность каждой оценки, исключение ошибки, помарки или технического сбоя.
По просьбе заказчика в отчеты были внесены примеры «яркого поведения» – индивидуальные проявления тех или иных свойств и компетенций. Некоторые участники на протяжении всей игры выступали коммуникаторами между командами, некоторые половину игры вели себя как сторонние наблюдатели, а потом, хорошо разобравшись, во второй части игры проявили себя как лидеры, способные привести команду к успеху. Такие необычные для большинства и типичные для конкретной личности линии поведения были собраны по участникам, которые проявили себя особым образом.
Обратная связь была предоставлена каждому из сорока участников в течение недели после мероприятия. В ходе сессии обратной связи участники получали рекомендации по посещению того или иного модуля текущей обучающей программы, чтобы дополнить и расширить существующие компетенции и отдельные навыки сотрудника.
Руководила проектом гейм-ассессмента
Светлана Лукьянова – лидер практик «Бизнес-тренинги», «Разработка» и «Гейм-ассессмент» компании Mango! Games.